В Подмосковье из-за кризиса перестали покупать коттеджи. Большинство новых проектов на рынке загородной недвижимости Московского региона представлены участками без подряда (УБП). Земля без построек, но с подведенными коммуникациями и дорогами оказывается сейчас самым выгодным продуктом.
Участки с готовыми постоянно дорожающими коттеджами почти не продаются. Даже в элитном сегменте загородного рынка почти половина сделок – это покупка «голой земли».
«Многие лендлорды выкидывают на рынок землю, за которую они платят постоянно растущие налоги, банки реализуют непрофильные активы. Многие из существующих проектов открывают новые очереди в поселках, оптимизируя нарезку участков под вновь сформировавшийся спрос», – рассказывает специалист в сфере недвижимости.
«Происходит укрупнение компаний, которые занимаются поселками без подряда. Рынок становится более системным и понятным для потребителя, – говорит генедиректор «Группы Земер» Илья Терентьев. – Небольшие компании не справляются в нынешних условиях слабого спроса и вынуждены либо морозить проекты, либо уступать более крупным игрокам (на их долю приходится около 50% этого рынка). Последние при наличии свободных средств могут структурировать спрос, вести активную политику по скупке новых участков/проектов по низким ценам. Например, в УК «Русская сотка» систематически обращаются землевладельцы с просьбой продать их активы по 12 000-25 000 руб. за сотку с расположением от 30 до 60 км от МКАД на западе области.
Наибольшим спросом, как и год назад, пользуются участки по 6-10 соток с подведенными коммуникациями. «До 1,5 млн руб. в эконом-классе и до 5 млн руб. в сегменте «бизнес», – оценивает Лещев. Обязательный атрибут успешных продаж, по его словам, рассрочка. Терентьев тоже называет залогом продаж в новых проектах адекватные цены, рассрочки и заметную строительную активность в поселке. «Также хорошо продаются проекты на высокой стадии готовности, где есть коммуникации, сделаны дороги, часть построено», – говорит он.